Перейти к основному содержанию

Преамбула к ЗоЗПП РФ

Что же такое преамбула к Закону «О защите прав потребителей» РФ? Это вступление к ЗоЗПП России, которое объясняет основную цель этого законодательного акта и знакомит с основными понятиями и терминами.

Текст преамбулы:

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

абзац седьмой утратил силу;

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Комментарий к преамбуле Закона о Защите Прав Потребителей

1. Проблемы защиты прав потребителей, несомненно, имеют международное значение, и во многих странах законодательство о защите прав потребителей действует давно. Также следует отметить, что в апреле 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" в качестве основы для разработки правительствами стран-участников политики и законодательства в этой области.

Комментируемый Закон был принят 7 февраля 1992 года, вступил в силу 7 апреля 1992 года и направлен на защиту интересов всех граждан. Прежде всего принятие Закона вызвано тем, что ранее действующее законодательство было направлено главным образом на защиту интересов изготовителя и продавца, являвшихся в то время государственными организациями.

Принятый Закон направлен на укрепление социальных гарантий граждан, на повышение ответственности продавцов, исполнителей, производителей за качество товара, работы или услуги. Закон содержит не только права потребителей, но и устанавливает четкие обязанности изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций, осуществляющих обслуживание граждан. Немаловажным является то, что комментируемый Закон закрепляет положения о гарантийных и других сроках, о качестве товара или услуги, об информации о продукции, ответственности за нарушения прав потребителей и др.

Несомненно, Закон претерпел изменения со времени его принятия, в него внесено множество дополнений. Это связано с тем, что произошли существенные изменения в экономической обстановке страны, а также принят новый Гражданский кодекс РФ, и в связи с этим были выявлены и восполнены пробелы законодательства.

Согласно преамбуле, Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Комментируемый Закон разделен на четыре главы. Это связано с тем, что несмотря на то, что Закон регулирует как отношения по купле-продаже, так и отношения в сфере оказания услуг, т.к. они, несомненно, имеют определенные общие черты, вместе с тем по некоторым моментам между куплей-продажей и оказанием услуг имеются существенные отличия, которые не позволяют регулировать эти отдельные вопросы в единых нормах.

Первая глава включает общие положения, касающиеся как отношений в сфере купли-продажи, так и отношений в сфере оказания услуг. При этом важно учесть, что при применении норм главы 1 комментируемого Закона регулирование некоторых вопросов, относящихся к указанным правоотношениям, не всегда соответствует нормам части второй ГК РФ, где предусмотрены различные требования для них.

Вторая глава регулирует правоотношения только в сфере купли-продажи, которая включает в себя положения о правах потребителя при обнаружении в товаре недостатков, о сроках предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара, об ответственности продавца. Также следует обратить внимание на то, что Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ глава II дополнена ст. 26.1 "Дистанционный способ продажи товара", где законодатель учел отношения в сфере купли-продажи посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Третья глава посвящена особенностям отношений, складывающихся в области осуществления работ и оказании услуг. Федеральным законом от 18.06.2011 N 242-ФЗ глава III дополнена ст. 39.1 "Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям", согласно которой правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством РФ.

Нормы четвертой главы являются общими как для правоотношений в сфере купли-продажи, так и для отношений в сфере выполнения работ, оказания услуг.

2. В преамбуле даются определения основным понятиям, используемым в комментируемом Законе.

Исходя из смысла определения, Закон определяет потребителя как гражданина, имеющего намерение приобрести или заказать либо заказывающего, приобретающего товар (работу, услугу) для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Согласно ст. 2 ГК РФ потребителями считаются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства.

Следует отметить, что, исходя из формулировки определения термина "потребитель", законодатель дает уточнение, что данный Закон не распространяет свое действие на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения их нужд.

Также, согласно разъяснениям Государственного антимонопольного комитета РФ, утвержденным Приказом МАП РФ от 20.05.1998 N 160, одним из признаков отнесения гражданина под понятие "потребитель" является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Термин "прибыль" надо понимать в соответствии со ст. 2 ГК РФ как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли.

Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые). Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги), либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях).

Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.).

Однако является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в

гостинице в командировочных целях).

Под потребителем понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем является как гражданин, который купил телевизор или билет в театр, так и гражданин, который пользуется этим телевизором или является зрителем в театре.

Законодательством в отдельных случаях предусматривается, что пользоваться товаром, результатом работы, услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем. Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только гражданин, который указан в билете. Именно этот гражданин является стороной по договору перевозки, соответственно, только он в данном случае является потребителем. При покупке отдельных видов товаров, в частности оружия, действуют установленные законодательством ограничения - продажа отдельных видов оружия может быть осуществлена только при наличии у гражданина, приобретающего оружие, лицензии на его приобретение, при этом предусмотрены специальные правила регистрации приобретенного оружия. Таким образом, только гражданин, заключивший договор купли-продажи, будет являться потребителем в отношениях, вытекающих из такого договора.

3. Следующие понятия, указанные в преамбуле к комментируемому Закону, - "изготовитель", "исполнитель", "продавец" - касаются организаций (коммерческих и некоммерческих) независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей.

Ранее, в редакции Закона 1996 года, при характеристике регулируемых отношений фигурировал термин "предприниматель". Однако это создавало некий пробел в регулировании правоотношений между потребителем и организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Так, согласно ст. 50 ГК РФ юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности, а организации, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли и которые не распределяют прибыль между участниками, именуются некоммерческими. Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в т.ч. иностранные юридические лица.

Кроме того, следует отметить, что для занятия определенными видами деятельности, установленными комментируемым Законом, согласно ст. ст. 49, 52 ГК РФ и ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ организации должны иметь лицензии. И согласно ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом с нарушением его специальной правоспособности или без лицензии, может быть признана судом недействительной по иску этого лица, его учредителя или государственного контролирующего органа, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Под определение терминов "изготовитель", "исполнитель", "продавец" подпадает и индивидуальный предприниматель, т.е. согласно ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Именно такой гражданин может являться изготовителем, исполнителем, продавцом. К нему применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

Изготовитель, согласно определению, данному в преамбуле, должен производить товары для реализации потребителю. Таким образом, на изготовителя, реализующего изготовленный им товар, например, другому предприятию для комплектации его изделия, не распространяются нормы комментируемого Закона.

Исполнителем, согласно Закону, является организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами комментируемого Закона.

Продавцом является организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары, предназначенные для предусмотренных Законом нужд, потребителям по договору купли-продажи, независимо от вида последнего.

4. Следующим понятием, раскрываемым в преамбуле Закона, является "недостаток товара (работы, услуги)". Исходя из смысла определения, под недостатком товара следует понимать его несоответствие:

- обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке;

- условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям);

- целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;

- целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора;

- образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

5. Под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные ст. ст. 18 и 29 Закона, исходя из преамбулы и п. 1 ст. 20 комментируемого Закона, следует понимать:

а) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

б) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

в) недостаток товара (работы, услуги), который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

г) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

д) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по п. 1 ст. 18 комментируемого Закона следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы, услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.

5. Безопасность товара (работы, услуги). Одним из прав потребителя является право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Потребитель имеет право при использовании товара (работы, услуги) быть уверенным в том, что он безопасен для жизни и здоровья, окружающей среды, а также не может причинить вред имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются Законом или в установленном им порядке. При этом согласно законодательству, изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Если в соответствии с п. 1 ст. 5 комментируемого Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Следует оговориться, что если для безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, то изготовитель (исполнитель, продавец) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу).

Изготовитель (исполнитель) обязан разработать специальные правила использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации и изложить эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой. Обязанность доведения этих правил до потребителя Законом возлагается на продавца (исполнителя).

Одним из способов подтверждения безопасности товара (работы, услуги) является сертификация. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".

6. Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель. Исходя из определения данной нормы, это сервисные центры, которые играют одну из главнейших ролей в цепочке движения товара, в котором потребителем в течение гарантийного срока были обнаружены недостатки. Помимо этого, в организациях такого рода проводятся проверка качества и экспертиза, включая судебные экспертизы, товара. Согласно ст. 6 комментируемого Закона изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Ключевым моментом в указанном в преамбуле определении является договор, который заключается между организацией или частным предпринимателем и продавцом или изготовителем (импортером) товара. Именно в соответствии с этим договором организация или предприниматель могут наделяться полномочиями для принятия и удовлетворения требований потребителя. Это могут быть полномочия как на отдельные требования, например, безвозмездное устранение недостатков, так и на все требования п. 1 ст. 18 комментируемого Закона.

Требования, которые может предъявлять потребитель к уполномоченной организации при обнаружении недостатков товара, описаны в п. 1 ст. 18 Закона. При этом требования, указанные в

п. 1, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

В разъяснениях "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", разработанных Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (Приказ МАП РФ от 20.05.1998 N 160), сообщается, что уполномоченным организациям на основании договора может быть поручено выполнение одного или всех требований потребителя, определяемых в соответствующих пунктах ст. 18 комментируемого Закона: "Под организациями, выполняющими функции продавца (изготовителя), понимаются организации, с которыми продавцом (изготовителем) заключены договоры на выполнение определенных действий по выполнению обязательств продавца (изготовителя), предусмотренных указанной статьей. При этом в соответствии с договором организациям может быть поручено выполнение одного, нескольких или всех требований потребителя, предусмотренных указанной статьей".

Следует оговориться, что для того, чтобы являться уполномоченной организацией, между этой организацией и изготовителем должен быть заключен договор, в котором обязательно должно быть указано, на принятие и удовлетворение каких требований изготовитель уполномочивает данную организацию.

На практике могут существовать два вида сервисных центров: сервисный центр как уполномоченная организация от продавца и сервисный центр как уполномоченная организация от производителя. Первые сервисные центры находятся, как правило, по адресу продавца. Определить местоположение второго вида сервисных центров зачастую довольно сложно и требует времени. Однако, как правило, в гарантийных талонах на технику указываются адреса авторизованных сервисных центров, которым изготовитель предоставил право проводить гарантийное сервисное обслуживание своей техники. Также в таком сервисном центре должны иметься сертификаты или свидетельства, выданные изготовителем и свидетельствующие о том, что данная организация имеет право ремонтировать технику изготовителя.

7. Законодателем используется термин "импортер", т.е. организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации. Исходя из определения и в соответствии с нормами Закона импортер относится к лицам, к которым могут быть предъявлены требования в отношении качества импортных товаров.

Требования, которые можно предъявить к иностранным производителям, определяются п. 3 ст. 18 комментируемого Закона.

Так, к изготовителю (импортеру) можно предъявлять следующие требования:

- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

Таким образом, отличие уполномоченного представителя и изготовителя (импортера) заключаются именно в том, кому и какие требования можно предъявлять.