Перейти к основному содержанию

Статья 45 ЗоЗПП РФ. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

Последняя редакция Ст. 45 Закона о ЗПП

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Комментарий к Статье 45 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Законодательство, отстаивающее интересы потребителей, предусматривает наличие возможности гражданам объединяться. Это может стать хороши подспорьем для тех субъектов, которые не могут в силу правовой безграмотности и других причин самостоятельно защитить свои нарушенные права. Кроме того, такие союзы имеют правомочия выступать в суде или перед федеральными инстанциями с различными обращениями и в качестве представителей.

Что регулирует?

Статья 45 ЗоЗПП РФ регулирует вопросы создания и функционирования общественных организаций на добровольной основе. Они наделяются определенным объемом полномочий, а также правом представлять интересы неограниченного числа приобретателей перед судом. Это важно, так как не все приобретатели знают свои права и могут отстоять их.

Структура и содержание

Статья 45 Закона «О защите прав потребителя» имеет 2 пункта. В пункте первом определена норма, согласно которой разрешено гражданам объединяться и осуществлять деятельность, связанную с защитой прав потребителей.
Пункт 2 устанавливает права таких объединений на добровольной основе, в перечень которых входит:

  • возможность принимать непосредственное участие в разработке новых специальных требований к товарам;
  • осуществлять независимую экспертизу соответствия качества товара требуемому;
  • в результате проведения общественного контроля за качеством товара сообщать в ответственные органы государственной власти данные о выявленных нарушениях с целью их скорейшего устранения. При осуществлении контроля у таких объединений есть право истребовать документы у организаций, производителей и т.д.;
  • публиковать, доводить до сведения общественности информацию о правах потребителя, о выявленных нарушениях и установленных нормах;
  • выступать перед ответственными органами федеральной власти с инициативой по поводу усовершенствования законодательства о правах потребителей;
  • обращаться в федеральные органы с просьбой о признании изданных актов и нормативов, противоречащих законодательству;
  • обращаться в судебные инстанции с просьбой о защите интересов приобретателя.

Таким образом, статья 45 ЗоЗПП РФ определяет возможность формирования добровольных союзов граждан. Они наделяются определенным набором возможностей в сфере отстаивания интересов приобретателя.