Перейти к основному содержанию

Статья 20 ЗоЗПП РФ. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

Последняя редакция Ст. 20 Закона о ЗПП

1. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

2. В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

4. При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Комментарий к Статье 20 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

При обнаружении в товаре определенных недостатков, особенно, если это произошло в период его гарантийного срока, продавец или производитель обязан исправить ситуацию. Законодательство не только обязывает устранить недостатки или предоставить аналогичный товар, но и выполнить это по определенным правилам, предусматривающим создание максимально удобных условий для второй стороны.

Сфера регулирования

Статья 20 Закона «О защите прав потребителей» регулирует правила, по которым необходимо устранить недостатки в товаре. Продавец должен выполнить некоторые требования законодательства при осуществлении ремонта или замены продукции, которую уже нельзя отремонтировать. Потребитель же, в свою очередь, имеет право при обращении требовать исполнения каждого из пунктов ст. 20 ЗоЗПП РФ.

Структура и содержание

Статья 20 ЗоЗПП РФ имеет структуру, которая включает 4 пункта:

  • в п.1 устанавливается неукоснительная обязанность продавца, изготовителя устранить выявленные недостатки в установленный сторонами срок или максимально быстро. В последнем случае этот период не может превышать 45 суток. Кроме того, если становится очевидно, что ремонт не произойдет в срок, необходимо установить вместе с потребителем новые временные рамки. Отсутствие деталей для замены не является основанием для срыва сроков, установленных в законодательстве;
  • пункт 2 фиксирует обязанность продавца предоставить на весь период ремонта на безвозмездной основе аналогичный товар потребителю;
  • п. 3 устанавливает обязанность продавца на увеличение срока гарантийного использования. Период, когда товар был на ремонте и потребитель не использовал его, не зачитывается в гарантийный. После получения предмета потребитель должен также получить от продавца документ, в котором указано положение о продлении срока гарантийного использования;
  • пункт 4 фиксирует порядок замены или ремонта частей сложного изделия. Если на них был установлен отдельный период гарантийного использования, то он также продлевается по общему правилу.

Некоторые нюансы

В статье 20 ЗоЗПП РФ используется оценочное понятие, которое указывает на необходимость представления на период устранения недостатков товара с аналогичными свойствами. Что же подразумевается под ним? Это означает, что предоставляемая временно продукция должна исполнять те же функции, что и сданная на ремонт.

Кроме того, существует определенный Перечень, установленный Правительством РФ, в который входят сложные технически товары. К ним правило о предоставлении временной замены не относится. Это обусловлено тем, что такие предметы крупногабаритные, сложноустроенные и т.д.

образом, статья 20 ЗоЗПП РФ фиксирует обязанность производителя или продавца на соблюдение определенного порядка устранения недостатков. Это необходимо, чтобы потребитель сохранил право на гарантийный срок продукции, которая временно им не использовалась.

Дополнительный комментарий к ст. 20 ЗоЗПП

Статья 20 Закона РФ "О защите прав потребителей" регулирует вопросы устранения недостатков товара изготовителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером.

Согласно данной статье, если срок устранения недостатков товара не указан в письменной форме соглашением между сторонами, то изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан незамедлительно, то есть в минимальный срок, необходимый для устранения недостатков с учетом обычно применяемого способа, устранить недостатки товара. При этом срок устранения недостатков, определенный в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

Если при устранении недостатков становится очевидным, что они не будут устранены в оговоренный срок, стороны могут заключить новое соглашение о новом сроке устранения. Однако отсутствие необходимых запасных частей, оборудования или других причин не являются основанием для заключения соглашения о новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение первоначально установленного срока.

Для товаров длительного пользования, изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны предоставить потребителю безвозмездно товар с аналогичными потребительскими свойствами на период ремонта в течение трех дней после предъявления соответствующего требования потребителем. Перечень товаров, на которые данное требование не распространяется, определяется Правительством Российской Федерации.

При устранении недостатков товара гарантийный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Информация о дате обращения потребителя с требованием, дате передачи товара для устранения недостатков, дате устранения недостатков, использованных запасных частях и дате выдачи товара после ремонта должна быть предоставлена потребителю в письменной форме.

При замене комплектующего изделия или составной части товара, на которые установлены гарантийные сроки, новыми комплектующими изделиями или составными частями устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на заменяемые комплектующие изделия или составные части. Гарантийный срок исчисляется со дня выдачи товара после ремонта и может быть изменен договором.

Таким образом, статья 20 Закона "О защите прав потребителей" определяет права потребителей на устранение недостатков товара в разумные сроки, а также обязанности изготовителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера по устранению недостатков и предоставлению аналогичного товара на период ремонта.