Перейти к основному содержанию

Статья 18 ЗоЗПП РФ. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

Последняя редакция Ст. 18 Закона о ЗПП

1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

4. Утратил силу.

5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Комментарий к Статье 18 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Наиболее неприятной ситуацией для потребителя является обнаружение в приобретении каких-либо недостатков. Такое может произойти с любым приобретателем, но не каждый знает, как действовать в сложившейся ситуации. Законодательство предусматривает наличие альтернативных вариантов развития событий путем признания нескольких видов прав у потребителя.

Сфера регулирования

Статья 18 ЗоЗПП РФ регулирует вопрос осуществления потребителем отведенных и зафиксированных в законе прав и возможностей при обнаружении в покупке недостатков. В этой статье разъясняются действия приобретателя при покупке некачественного товара, который устроен сложно с технической точки зрения. При этом выбор реализации конкретного права лежит на плечах самого покупателя.

Содержание и структура

Статья 18 ЗоЗПП РФ включает ровно 7 пунктов. Содержание каждого из них включает:

  • п. 1 перечисляет все возможные варианты требований потребителя при обнаружении им каких-либо недостатков в приобретении. В пункте подробно перечисляются все возможные действия приобретателя, причем, многие считают, что они должны быть использованы последовательно. Однако потребитель вправе самостоятельно определить, чего он требует от продавца: замены товара на аналогичный, на продукцию такой же марки, возврата денег или ремонта неисправности.
  • В этом же пункте устанавливаются права потребителя в случае обнаружения неполадок в приобретении, относящемся к категории технически сложных. Также в нем упоминается перечень таких видов продукции, утвержденный Правительством РФ;
  • пункт 2 определяет, что выдвигать претензии, относящиеся к качеству товара потребитель вправе в адрес продавца или иной уполномоченной организации;
  • пунктом 3 устанавливается ограниченный перечень требований, который может быть предъявлен импортеру, изготовителю;
  • п. 4 утратил силу, поэтому не применяется в юридической практике;
  • пункт 5 описывает порядок осуществления проверки качества товара, наделяет приобретателя правом участвовать в ней. Кроме того, в этом пункте устанавливается правило, по которому отсутствие чека о приобретении не является существенным основанием для отказа в удовлетворении требования покупателя;
  • п. 6 устанавливает порядок удовлетворения требований при отсутствии установленного срока гарантийного использования товара;
  • пункт 7 фиксирует обязанность осуществлять доставку крупногабаритных предметов за счет продавца. Если потребитель осуществляет ее за собственные средства, то ему должны быть возмещены эти средства.

Таким образом, статья 18 ЗоЗПП РФ устанавливает правила поведения потребителя при обнаружении в покупке недостатков. В этом случае товар может быть возвращен, обменян или передан на ремонт. Однако некоторые категории товаров в силу особых свойств даже при наличии недостатков возвращаются или обмениваются по специальным правилам.

Дополнительный комментарий к ст. 18 ЗоЗПП

Статья 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" регулирует права потребителя в случае обнаружения недостатков в товаре. Если потребитель обнаруживает недостатки в товаре, которые не были оговорены продавцом, у него есть несколько вариантов выбора:

  • Потребитель может потребовать замену товара того же бренда (модели и/или артикула).
  • Потребитель может потребовать замену товара на такой же товар другого бренда (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
  • Потребитель может потребовать соразмерного уменьшения покупной цены.
  • Потребитель может потребовать незамедлительного и бесплатного устранения недостатков товара или возмещения расходов, понесенных им или третьим лицом на исправление этих недостатков.
  • Потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата полной суммы, уплаченной за товар. В этом случае потребитель должен вернуть товар с недостатками за счет продавца.

Кроме того, потребитель имеет право потребовать полного возмещения убытков, понесенных в результате покупки товара ненадлежащего качества. Убытки должны быть возмещены в установленные законом сроки для удовлетворения требований потребителя.

Для технически сложных товаров, если в них обнаружены недостатки, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы или замены товара того же бренда (модели, артикула) или товара другого бренда (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня получения товара. После истечения этого срока указанные требования могут быть удовлетворены в случае обнаружения существенного недостатка товара, нарушения установленных сроков устранения недостатков или невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока более 30 дней из-за многократного устранения различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров устанавливается Правительством Российской Федерации.

Требования, описанные в статье 18, могут быть предъявлены потребителем продавцу, а также уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Потребитель также имеет право предъявить эти требования изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований, потребитель может вернуть товар ненадлежащего качества изготовителю или импортеру и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Отсутствие кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества и при необходимости провести проверку его качества. Потребитель имеет право присутствовать при проверке качества товара.

В случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель также имеет право присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами может обжаловать заключение экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара будет установлено, что недостатки возникли по обстоятельствам, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель должен возместить расходы продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, связанные с проведением экспертизы, а также расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер несет ответственность за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены или возврата осуществляется за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). Если продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) не исполняет эту обязанность или отсутствует в месте нахождения потребителя, доставку и/или возврат товаров может осуществлять сам потребитель. В этом случае продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить расходы, связанные с доставкой и/или возвратом указанных товаров.

Статья 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" устанавливает важные права потребителя в случае обнаружения недостатков в товаре и защищает его интересы, обеспечивая возможность замены товара, соразмерного уменьшения цены, устранения недостатков или возврата уплаченной суммы. Это помогает обеспечить справедливые условия для потребителей при покупке товаров и защитить их от приобретения товаров ненадлежащего качества.